zaika70 (zaika70) wrote,
zaika70
zaika70

Categories:

265 ИАП : в августе 44го...

Эта подборка собиралась практически полгода, т.к. негативы приходили частями, вперемешку и частично неправильно подписанные, что сильно затрудняло атрибуцию. Часть негативов почему-то была подписана как 910 ИАП ОН, на одном конверте был упомянут летчик Гольдберг из 16 ГИПа, что не соответствовало действительности. В итоге массив материалов был отфильтрован по повторяющимся сюжетам, персоналиям, ЭБО на самолетах и ждал зацепки, позволившей бы раскрутить эту загадку.  Лишь в последней партии  оказался еще один негатив с «Гольдбергом» и подписью, что на момент съемки летчик сбил 12 самолетов и уничтожил 12 паровозов.



Торчащий из храповика Яка ствол НС-37 ненавязчиво предлагал поверить в эти данные и задал направление поисков – мы ищем полк смешанного состава (на Як-9/Як-9Т), активно действовавший летом 1944го на ЖД коммуникациях противника. В справочнике Быкова был найден комэск 265 ИАП ст.лейтенант Гольберг Константин Иванович. Фотографии летчика не было, но это дало отправную точку для поиска других персоналий, на которые был фотоматериал, что и позволило окончательно установить полк и идентифицировать нескольких летчиков. В последствии послевоенное фото Гольберга было найдено на страничке родственницы в Однокласниках. Особенно помог ЖБД полка с Памяти Народа, в котором описывались и вполне себе бытовые мелочи. Именно упоминание в нем визита фотокора «Красной звезды» позволило узнать точную дату съемки – 15-08-1944г.



Итак, начинаем с первого шага – Гольберг Константин Иванович, 1919 г.р, командир 3 эскадрильи. Уникальный человек – количество сбитых самолетов равно количеству сбитых паровозов, за что в ходе летней компании 1944 года трижды награждался орденом Красного Знамени.



На фото он в звании старшего лейтенанта, будучи в этом же звании и на той же должности пропал без вести в районе г. Валга Эстонской СССР, по факту попал в плен. Летом 1945го репатриировался из плена и проходил спецпроверку в 33 запасной стрелковой дивизии МВО. После прохождения проверки продолжил службу в авиации ПВО. Указом ПВС СССР от 08-07-1967 присвоено почетное звание «Заслуженный военный летчик».
Наблюдающий за полетами капитан с колодкой ордена Красное Знамя оказался комэском Скрягой Иваном Семеновичем




Лейтенант, гордо показывающий сослуживцам «2 сбитых» на самом деле в этот день никого не сбил.



Судя по набору наград это будущий Герой Советского Союза Булгаков Андрей Пантелеевич –он был единственным на тот момент в полку лейтенантом - кавалером ордена Отечественной войны 1 степени, полученного за апрельские победы.



Сослуживцы, окружающие Скрягу и Булгакова носят на груди новенькие ордена Красного Знамени.



Если исходить из времени съемки и ЖБД они были вручены 04-08-1944, причем это было первое вручение этих орденов в полку. В тот день ордена получили:
комполка майор Свириденков Сергей Титович




комэск Скряга Иван Семенович



мл.лт Донцов Виктор Иванович ПБВ 24-09-1944
мл.лт Мухаметов Валей (Валерий) Амирович
мл.лт Симонов Александр Демьянович ПБВ 23-09-1944
мл.лт Фабрика Григорий Артёмович
лт. Булгаков Андрей Пантелеевич
лт. Севастьянов Петр Иванович(по другому наградному – Григорьевич)
лт. Волков Степан Игнатьевич
К сожалению фотоматериала по шести из них нет, так что если кто-то сможет опознать, то буду крайне признателен.
Ну и немного фото.
Свириденков с КП наблюдает за отработкой учебных задач молодыми летчиками




Качаем связь...



Еще одно фото встречи Булгакова, хорошо виден огромный бортовой номер и элемент ЭБО - белый киль.



Разбор полетов, как мне кажется - крайний слева Гольберг.



Зарядка боекомплекта для НС-37 в машину Гольберга. В общем понятно, почему в ЖБД пояляются записи  типа "Попутной штурмовкой уничтожено: к-н Скряга - 2 автомашины, ст.л-т Гольберг подбил танк."(15-08-1944)



Дежурный по старту и рулящий Як.



На взлет!!! Судя по смазанным полосам на коке там тот же рисунок, что и на машине Гольберга, но это простая 9ка.





Та самая спарка , на которой комполка вывозил Кнорринга на Вислу. Представляет собой перепиленный в ПАРМе Як-7.



Как всегда съемки в воздухе



Хорошо видно, что у ближней машины сохранился БН нанесенный на заводе









А пока летчики летают/ стреляют/бомбят скромные труженники ОБАТО занимаются полосой.





Tags: 265 ИАП, Булгаков, ВВС, ВОВ, Волков, Гольберг, Донцов, Кнорринг, Мухаметов, Свириденков, Севостьянов, Симонов, Скряга, Фабрика, авиация
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments